Эссе

«Учитель — профессия дальнего действия, главная на Земле»

Я – учитель… Каждый день я прихожу в класс к своим ученикам и вижу тридцать пар глаз, решаю триста проблем, слышу тридцать тысяч слов… И ежедневно понимаю, насколько многогранна моя профессия, как она интересна, сложна и ответственна.

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…». Это стихотворение Фёдора Тютчева —  философское размышление поэта о роли слова в жизни человека. В самом деле, мы не всегда задумываемся о значимости нашего слова в окружающей действительности, хотя всем известно,  что доброе слово лечит, а злое и необдуманное наносит душевные раны. Конечно, это так…Роль слова велика! Особенно роль слова учителя.

У каждого человека есть своё предназначение. Кто-то строит дома, кто-то лечит людей, а моё призвание — быть учителем. И мне приходится каждый день предугадывать, как отзовётся мое слово и действие, потому что цена их высока. Я — очень важный человек в жизни своих учеников. Мне нужно дать им не только знания, представление о мире, обществе, но и участвовать в их судьбе, развивать душевные качества.

Как я пришла к мысли стать учителем? Я это знала всегда, так как в моей жизни с самого детства был замечательный пример учительства — отец, Александр Михайлович Зимин, учитель музыки и руководитель инструментального ансамбля села Чернозерье Мокшанского района. С концертами его коллектив объездил всю Пензенскую область, не оставив равнодушным зрителя. С малых лет я видела его увлечённость работой и желание поделиться своим мастерством с детьми. Именно он указал мне дорогу в профессию. На одном дыхании пролетели лучшие студенческие годы в педагогическом колледже. Спустя пять лет диплом получен, и путь к мечте открыт!

И вот я, молодой учитель, полный сил, мечтаний и желаний, в первый раз стою у классной доски перед своим первым классом. Мне девятнадцать, а их тридцать три, как в сказке Пушкина… Только не богатырей, а несобранных, растерянных, доверчиво глядящих на меня. Я с головой погрузилась в работу, и с каждым часом приходило понимание того, какой трудный путь выбран мной. Мы начали учиться: они — у меня, а я – у них. Я несла им знания, старалась сделать наш класс дружным, сплочённым, приспособленным к жизни. Училась сдерживать эмоции, улыбаться, когда хочется плакать, искать выход порой из безвыходных ситуаций.  А дети учили меня открытости и искренности, видеть большое в маленьком.

Теперь, спустя 16 лет, обо мне можно уверенно сказать, что я опытный педагог, но, несмотря на это, до сих пор учусь у детей. Принимая очередной первый класс, вижу тех же активных, жаждущих знаний, открытых и наивных ребят. Они доверяют мне самое сокровенное, что заставляет чувствовать себя очень важным человеком в их жизни.

Порой мне даже кажется, что я фея или волшебница, потому что знаю, что душа ребёнка – хрупкий сосуд, и каким содержимым он наполнится, во многом зависит от меня. От неосторожных грубых действий он может легко разбиться, и тогда в душе ребёнка будет расти обида, недоверие ко взрослым и страх, что недопустимо с моей стороны. Мои ученики – это маленькие люди, которые занимают очень много места в моём сердце, и их безусловная любовь и позволяет быть этой доброй волшебницей, которой каждый день приходится заинтересовывать, изобретать, отвечать на множество вопросов, утешать и поддерживать.

Бывает непросто с родителями, иногда даже труднее, чем с детьми. Я должна сделать родителей своими соратниками, найти общий язык и обрести взаимопонимание, иногда переубеждая, перевоспитывая, меняя их отношение к ребёнку, научить уважать детей, видеть ценность маленькой жизни. Всё это отнимает много сил. Но я осознаю необходимость этих действий, даже если это находится за пределами возможностей. Мне каждый день приходится творить волшебство! Ведь я учитель! Как сказал Р.У. Эмерсон: «Учитель – это человек, который может делать трудные вещи лёгкими».

Быть учителем – это не только труд, это призвание, жизнь и ответственность, ежеминутные мысли, бесконечные сомнения, постоянный анализ своих поступков и слов. Слово учителя – это семена знаний, которые он сеет в душах учеников и создаёт условия для появления ростков. Как радостно видеть в глазах детей искру понимания, желание поделиться своими знаниями, мнением, чувствами! Я верю, что все усилия, вложенные в учеников, не пропадут напрасно, даже спустя много лет они будут помнить тепло моей души.

Сейчас, имея за плечами немалый педагогический опыт, могу с уверенностью сказать: «Я на своём месте!». Я горжусь своей работой и тем, что моя профессия – УЧИТЕЛЬ!